Нина Бурневич: Независимый арт-куратор.!





Как вы можете охарактеризовать профессию куратора?

На украинском арт-рынке куратор - это человек, который выполняет сразу несколько функций.
Он может быть как вдохновителем и создателем идеи проекта так и техническим исполнителем проекта. Все взаимосвязи с галереями, музеями, прессой, гостями выставок ложатся на плечи куратора. Я бы назвала эту должность "менеджер", так как это на самом деле и есть организатор, который в тоже время выступает очень часто и секретарем и психологом и другом для художника (или фотографа). Ведь создание проекта (выставки, арт-тренинга, мастер-классов) требуют очень тесного общения этих двух личностей - автора и куратора.

Какие существуют критерии в оценке работы куратора?

Для меня критерий один - проект должен состоятся. А вот критериев того, что он состоялся уже может быть несколько. Первоочередной задачей я всегда ставлю профессиональную реализацию проекта. Здесь много вещей заимствовано из области маркетинга. Всегда определяю целевую аудиторию, выбираю место (локацию проекта), работаю над созданием инфо-поля, прописываю сценарий и т.д.. В своих проектах определяю две основные задачи, это - продажи (я склонна открыто говорить о том, что я работаю в направлении продаж произведений искусства, и картины это не только прекрасные образы на которые можно смотреть и получать эстетическое удовольствие, но и товар, хотя это может звучать немного грубо, но действительно так и позиционирую произведения тех авторов, с которыми работаю, ведь искусство достойно того, чтобы за него платили и возможно даже в большей степени достойно этого чем любой предмет, за который мы платим в магазине) и результат по организации проекта. То есть если получилось лучше, чем было запланировано - я как куратор поработала отлично! 




Как вы можете определить этапы выставочного проекта: с чего начинается и чем заканчивается?

Всегда начинаю (начинаем с художником) с идеи. Идея, это то, что будет стимулировать идти с воодушевлением и в поиске спонсоров и в скорости подготовки к выставке. Когда есть идея (я подразумеваю не просто идею по проведению выставки отдельного художника посвященную новым работам, которые он написал,  например, за последние 5 лет, а нечто более интересное, с концепцией и искрой), тогда все "горит" в руках куратора, он озарен мечтой, желанием осуществления задуманного, а художник готов творить с небывалым вдохновением и скоростью (что тоже немаловажно). А заканчиваю письмами благодарности гостям выставки, со-партнерам, представителям СМИ, которые пришли на открытие или пресс-конференцию. выставочный проект, если он прошел удачно, не имеет конца, его потом часто привожу в пример в своих презентациях, рассказываю о нем, ищу недоработки, анализирую. В общем, выставочные проекты как и искусство могут жить очень долго, не на арт-площадках, а в памяти, обсуждениях и воспоминаниях. А если с такого проекта коллекционеры приобретают картины, тогда это высшая степень удовольствия.



Как осуществляется разработка концепции выставочного проекта?

Здесь опять-таки не обходится без маркетинговых технологий. Я по специальности маркетолог и более 7 лет работала в рекламных агентствах и руководила отделами рекламы в крупных организациях. Мне очень приятно и интересно сейчас проверять этот опыт на выставочных проектах. И это действительно работает! разработка концепции выставочного проекта начинается с идеи (как я говорила) и базового плана. Приведу пример. Я работаю с художницей Светланой Шапиро. В апреле этого года в аэропорту "Киев" будет проходить ее выставочный проект. Изначально решили провести выставку картин, посвященную мечтам, мечтам всех, кто путешествует, кто ожидает чуда, кто готов рисковать и добиваться целей. Каждая картина написана в этом ключе. На каждом полотне - чья-то мечта, которая должна осуществиться. Базовый план был именно таким. Но в процессе написания концепции часто возникают сумасшедшие идеи (которые я очень люблю), так к этому проекту добавили показ коллекции мод от известного дизайнера и выступление оперной поп-дивы прямо в зале аэропорта! Получился не просто выставочный проект, а праздник искусства, с живописью, модой и оперным вокалом.





В чем отличие независимого куратора от того, который работает в музее?

у меня нет руководителя, постоянного офиса, площадки для проектов и графика работы. И это очень здорово! таким образом я знаю почти всех директоров украинских музеев (будучи куратором определенного какого-то музея я вряд ли бы знакомилась со всеми галеристами страны), куратор музея может высказывать свое мнение относительно будущих проектов, но чаще всего ему просто поручают руководить тем проектом, который уже установлен руководством музея. Иногда ему это может не нравится, он будет делать это без удовольствия. А это недопустимо, я так считаю. Я спокойно могу отказаться от проекта, который мне не интересен. Я найду слова и фразу, чтобы не обидеть художника, не унизить его творчество, не оскорбить его высокие мотивы. все люди разные, все видят мир по разному. если мне идея не близка, я не буду идти рядом с художником, воплощая  ее в жизнь. Я помогу советами, людьми, ресурсами, но буду в стороне. В этом считаю себя независимой. Это очень удобно и дает возможность творить (кураторы ведь тоже творцы).
Это почти в чистом виде меценатство (к сожалению в нашей стране). Недавно ко мне обратилась моя знакомая, поделилась опытом западных коллег. там работа куратора в среднем стоит 2000 евро за проект. У нас кураторы, которые работают в арт-центрах и музеях получают зарплату, а такие как я - верят в окупаемость проектов. Если под проект удается привлечь спонсоров, тогда я закрываю все затратные вопросы за счет средств от спонсоров. Если я выхожу "в ноль", я остаюсь без заработка, но если проект получился на уровне, это хорошие инвестиции в развитие художника, в становление его на арт-рынке и в тоже время это мой опыт, знания, знакомства, что порой дороже денег.  Спросите за счет чего я живу? Параллельно я продаю картины, получаю свой процент от продаж, это дает средства на существование, в случае если выставочные проекты не являются финансово результативными.




Можно ли говорить о том, что профессия куратора междисциплинарная?

Да, наверное так и есть. нужно знать историю искусств, ситуацию на рынке современного искусства, разбираться в живописи, скульптуре, мировых арт событиях. Но в тоже время необходимо уметь коммуникацировать с людьми, знать азы (хотя бы) пиар науки, уметь составлять пресс-релизы, а иногда необходимо забить гвозди, повесить картину...в общем да, в этой профессии много всего переплетается 


Какие кураторы изменили взгляд на эту профессию?

Здесь можно назвать много знаковых имен, ну, например, Чарльз Саатчи, Катрин де Зегер, Сабина Шихлинская. Они постоянно все меняют, мне так кажется, эта профессия очень творческая, с безграничным полем для самовыражения, главное в ней - не задавить имя художника, не сделать выставочный проект кураторским, выставляя на показ свои амбиции. Ведь куратор, это - прежде всего слуга искусства 




Жан-Юбер Мартен, создавший основной проект II Московской биеннале в ЦСК «Гараж» -  что вы думаете об этом проекте?

О нем многое можно сказать, в первую очередь восхищаюсь его профессионализмом, он, если не ошибаюсь, с начала 70-х в этом деле. Соболезнует, бывшим колониальным странам, выражает это в своих проектах. Проект для Московской биеннале был, на мой взгляд, доступным для восприятия славянскими народами, я имею ввиду тот фактор, что все-таки территориальные особенности каждого региона очень важны при проведении проектов. Жан-Юбер не фантазировал излишне, он  подошел к созданию основного проекта со свойственной ему любовью к экзотическим странам, в тоже время пытался создать проект понятным и не особо замысловатым.


Что вы пожелаете молодым людям, задумывающимся о профессии куратора?


Пожелаю задуматься еще раз! Это действительно так, прежде чем Вы решите стать куратором или попробовать себя в этой профессии, подумайте любите ли Вы творчество настолько, чтобы служить ему, не отвлекая внимания своими амбициозными действиями от основного автора всего прекрасного на земле. Ведь художники - это люди, посланные свыше. А кураторы - это их земные коллеги.  И они должны служить и помогать, а эти принципы не всем подходят. Поэтому желаю быть разумными и трудолюбивыми, все остальное у Вас будет, поскольку профессия куратора, это тот редкий случай, когда работа действительно приносит удовольствие.




Существуют ли тандемы среди кураторов ?

Да, существуют, но я работаю чаще всего в одиночку, наверное все-таки по причине нехватки кураторов в нашей стране. с удовольствием поработала бы в тандеме с таким же идейным куратором как я, но пока работать в тандеме получается только с художниками.


Что бы вы пожелали нашим читателям?


Я хочу пожелать, чтобы у них всегда находилось время для знакомства и общения  с искусством, а в сердце всегда было место, где живет одна картина или фотография или поэзия. Чтобы в те времена, когда им сложно идти вперед, преодолевать трудности и смотреть в лицо будущему, именно этот кусочек прекрасного мира искусства в их сердцах помогал и придавал силы. Посещайте галереи, музей, лекции, путешествуйте, наполняйте свою жизнь знаниями об искусстве, читайте и творите сами. Это создаст на земле новое поколение, поколение людей, которые живут не только за счет насущного хлеба, но и энергией творчества. Эта любовь к искусству Вам вернется взаимностью.





Комментариев нет :

Отправить комментарий