Ирада Алили: Учитесь читать между строк.




Ирада,расскажите о себе. Когда начали писать и что Вас вдохновляло?

Я родилась и выросла в городе Сабирабад.
Но детство моё прошло в  городе Сумгаит. Моя мама часто болела и мы часто оставались у брата моей матери в Сумгаите  у дяде Рамиза. Я и своего отца очень люблю, но мама рано осталась без родителей – рано потеряла свою маму, мою бабушку, которая  умерла при родах совсем молодой, а её отец был репрессирован в  1938 году  и всё  это оставило душевную рану в  сердце мамы. Дети остались совсем без родителей. И поэтому я её  больше всего и жалела и любила. Она мне часто рассказывала о страшных переживаниях и несчастиях детских лет, как они совсем детьми, с сестрами и братом остались без родителей, как их отдали в разные детские дома и приюты, о голоде и холоде военных лет. Как жила она потом  у родственников вдали от брата и сестры. Эти тяжёлые годы и подкосили здоровье мамы.
Она вспоминала, что жила их семья в старом городе- ИЧЕРИ ШЕХЕР, рядом с девичьей башней – ГЫЗ ГАЛАСЫ  и детство прошло в старом городе, где каждый камень это история нашей страны. Когда она рассказывала про детство из глаз её ручьём  лились слёзы и их не возможно было остановить. Я часто расспрашивала  её обо всём подробно. Я уже тогда пообещала моей маме, что напишу семейную драму их жизни, о пройденных трудностях и переживаниях. Тогда я ещё училась в пятом классе. И тогда я  написала небольшую две странички под названием : "Девичья башня в старом городе оплакивает  драму одной семьи».
Я прочитала маме, она долго плакала, а потом мне говорит: «я знаю ты уединяешься и что то там пишешь, принеси я посмотрю».  Я сначала постеснялась показывать, ведь там были черновики по 2 строчки, 4 строчки…
Моё первое стихотворение было посвящено моей маме. Как  сейчас помню…
Gözlərini mən sevirəm
Onlarda  həsrət  görürəm
Qəribliyə yoldaş anam


- Я люблю глаза твои
В них я вижу страдания
с одиночеством  подруга моя мама… примерно так звучит…


К сожалению, я не сохранила свои первые стихи.  Я думала в то время, что я не смогу быть писателем. Да я и сейчас себя не считаю писателем  и поэтом. Всё это у меня от мамы. Она очень просвещенная женщина была, много книг читала. И всё нам рассказывала о порядочности, о дружбе и искренности в отношениях. Папа тоже любил читать. Я часто заставала его за чтением  книг.  Я всё это видя, появлялось желание писать, сочинять… до 10-го класса я всё писала небольшие повести  и стихи, но к сожалению многие из них не сохранились и  были утеряны. Мне казалось это всё не серьёзно.
Будучи студенткой  государственного университета я  мало  времени уделяла написанию повестей, стихов. Но  внутри меня было желание писать.  Я думала, что моя поэзия не будет иметь успех, не понравится людям. И всё что писала отдавала маме на сохранение. И как уже решила, что не буду продолжать писать. И  об этом поделилась с мамой. Она не одобрила мою мысль и поругала меня.  Мама попросила дать слова ей, что  когда-нибудь я  выпущу  сборник стихов в виде книги. И после смерти мамы я исполнила её желание и в 2013-том году опубликовала сборник стихов.

Переживания сказываются на творчестве?

Человек живя в обществе разделяет окружающие его   радости и горести жизни. Или радуется или печалится. Когда произошла страшная Ходжалинская трагедия, я написала стихотворение «И  небеса плакали». Со слезами на глазах я писала эти строки. Жизнь очень странная. Мы получаем от окружающих и негатив и позитив. И это всё воздействует на наши слова, мысли, идущие от сердца. Возникшие чувства сами по себе переходят в слова и строки. Так по кусочкам и возникали мои стихи. В основном я стараюсь вкладывать положительные эмоции и чувства в свои стихи.


Какой Вы видите женщину в современном мире?

В современную эпоху я бы пожелала нашим женщинам иметь более высокий уровень интеллекта, хороший вкус. Конечно же  поведение человека  в обществе это показатель  культуры и этики. И ещё хотелось бы пожелать женщинам,  живя  в нашем современном мире,  много работать  над собой и обогащали свой духовный мир.
Наше  общество остро нуждается и в нравственной чистоте. Нашим  молодым девочкам  я посоветовала бы обдумывать и размышлять над своими решениями, так как они в дальнейшем будут матерями, должны будут  родить и воспитать детей, так нужных для нашего общества. И таких женщин у нас много.

Сегодня есть очень популярные поэты, но наверняка есть действительно достойные авторы не известные широкой публике.На кого стоит обратить внимание?

Я очень люблю поэзию Рамиза Ровшан. Естественно, есть много и других поэтов и писателей, которых я люблю: Мамед  Араз, Анар , Ильяс Тапдыг, Мая Бадалбейли,Диване, Акбер Гошалы.Нослушая  стихи Вугара Алисой, я о многом задумываюсь, мысли меня уносят далеко далеко.  Даже после прослушивания нескольких его стихотворений, я написала свои стихи. " Любишь говоришь ты?"


Sən  sevirsən ,bu məni  sevmək  haqqın
Mən  sevirəm bu  səni  sevmək haqqım
Sev  deyirsən ,mən  sevdiyim qədər  sev  deyrisən
Bu  sevgiyə  döz  deyirsən
Alışsanda, qovrulsanda
Bir  qum kimi  küləklərə sovrulsanda
Nəfəsinlə  ürəyimdə həsrətini yandırsanda
Dəli kimi  sev məni  sev deyirsən.


  
Сейчас часто обсуждают будущее бумажной книги..Как Вы считаете, электронные аналоги ее вытеснят?

Я думаю  электронная версия книги или читать книгу  в живую это не имеет большого значения. Главное, с каким удовольствием  и желанием вы читаете книги.
Просто чтение книг должно перейти в привычку. Каждая из этих библиотек имеет свое собственное место. В  традиционной библиотеке - хранения информации, а в электронной библиотеке – это электронный информационный центр.
Использование той или иной библиотеки  зависит от выбора самого человека, его взглядов на жизнь, его возможностей.  Мне  очень приятно, что  мои стихи в социальных сетях, в журналах и газетах публикуются и  распространяются.  Мои  друзья сами делятся между собой в социальных сетях и пересылают мои стихи, пишут комментарии.



Где Вам нравиться публиковать ваши произведения?

Мои стихи были опубликованы в  журнале «Улдуз», в газетах «Azərbaycan uğrunda»( За Азербайджан),»Əsrin ziyalilari» ( интелегенция столетия), «Kaspi»(Каспий)  и в  других изданиях. А также на сайтах «Демократия.net» , «AYB.az» , «репортер.com» , «Dost-Xəbər Agentliyi» (Агентство друзья-новости) информационных агентствах. Конечно, я бы хотела публиковаться и в  других средствах массовой информации.


С кем Вы часто обсуждаете свои произведения?

 В данное время первым слушателем  моих стихов является младшая дочка моего брата Ульвия. Она учится в  Медицинском колледже. Но советуюсь я  и люблю её как с маму,  публицист-критик, журналист  Халима Велигызы и только после её одобрения я с уверенностью показываю и публикую свои стихи.  



Как возникает замысел стихотворения?

Конечно, на человека действует и общество и природа, сами друзья, окружающие мир, уровень жизни. Я наслаждаюсь каждым из них, и тогда  у меня просыпается желание писать стихи, появляется в голове одна строка за строкой и какая-то неведомая сила  ведёт меня, чтобы я написали стихи. Так появляется поэзия. Единственное, чтобы написать новые стихи зачастую требуется время, которого всегда не хватает. Я занимаюсь научно-исследовательской работой. Учусь в аспирантуре, взяла научную тему для защиты.  Преподаю в университете. Но стараюсь и творчеству уделить время.


Литературе сейчас сложнее бороться за место под солнцем: все вытесняют голливудские фильмы и поп-музыка.Вы как относитесь к глобализации?

Вы знаете насколько большую роль воспитании, становлении жизни человека играют фильмы,  музыка и книги? Каждый выбирает  фильмы, музыку и книги в соответствии со своим вкусом. Смотря красивые фильмы  или слушая красивую музыку человек учится как себя вести, усовершенствуется, впитывает и  воспитывает в себе прекрасные чувства. Так человек поднимается на высокую ступень интеллектуальности, интелегентности и образа жизни.


Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?

Я  хотела бы поблагодарить читателей моих стихов, которые ценят  меня. Хочу пожелать им, чтобы они много  читали, перечитывали. Мы  должны знать, если мы хотим многого  добиться в жизни, надо много читать, многому научиться.  Обязательно читайте книги – это информации, чтобы достигнуть высот в области образования, культуры, воспитания, науке. У Гусейн Джавида есть прекрасные слова «Туран острый меч большой мощности – это  культура, цивилизация и культура».

Ирада,спасибо Вам за такое живое и открытое интервью.

Я вас благодарю. Спасибо большое за внимание  и уважение ко мне.



Комментариев нет :

Отправить комментарий